Дистанционные работники — это работники, которые трудятся вне пределов организации, работают удаленно. Удаленный работник может находиться дома, в своем офисе, в кафе и при этом выполнять свои трудовые обязанности, являясь работником организации.
Труд дистанционных работником в настоящее время начинает использоваться все чаще, так как это удобно как работодателю, так и работники. Конечно, удаленно могут работать работники далеко не каждой должности. Как правило, дистанционными сотрудниками становятся торговые представители, менеджеры продаж, дизайнеры, программисты, бухгалтеры, юристы то есть те работники, для которых не нужно постоянное нахождение в офисе и личный контакт с коллегами и руководством.
Дистанционных работников называют удаленными, а также фрилансерами. Как правило, для организации их работы достаточно иметь компьютер с доступом в интернет и телефон. Эти средства техники будут использоваться для связи с работодателем, клиентами и выполнения самой работы.
Так как дистанционный труд используется все чаще и чаще, в Трудовой кодекс РФ были внесены соответствующие поправки, касающиеся именно удаленных сотрудников. Данные поправки и изменения регулируют процесс взаимоотношений работодателя и дистанционного сотрудника.
Почему дистанционная работа выгодна и работникам, и работодателю?
Нужно ли это работодателю?
Не секрет, что для организации комфортного рабочего места каждому работнику, работодателю приходится изрядно потрудиться и потратиться. Каждый работник должен иметь свое оборудованное место, в соответствие с его должностей. Например, офисному сотруднику, например, бухгалтеру, нужно выделить место в офисе в достаточном количестве, нужен стол, стул, компьютер, офисная техника, бумага, канцелярские принадлежности и прочие мелочи.
Если работодатель примет на работу того же бухгалтера, который будет работать удаленно, расходы работодателя существенно сократятся. Понятно, что дистанционный труд значительно выгоднее для работодателя в финансовом плане.
Еще один значимый плюс в том, что география поиска нужного специалиста значительно расширяется. Не обязательно искать работника в своем городе, его можно искать по всей стране и даже миру. Особенно это актуально для редких специальностей, когда нужен хороший узкий специалист.
Однако есть и свои минусы — работодатель не сможет постоянно контролировать работника, проверить работоспособность, не всегда сможет связать с ним в кратчайшие сроки, не сможет лично переговорить с работником. Личная беседа гораздо эффективнее телефонных переговоров.
Удобно ли это работнику?
Для работника дистанционная работа также имеет свои плюсы и минусы. С плюсами понятно, какой работник не мечтает, сидя дома за компьютером, зарабатывать деньги. Не нужно вставать рано утром, ехать в переполненном транспорте, тратить деньги на проезд, бензин и обеды. Работник может самостоятельно организовать свое рабочее место и рабочий день, это очень удобно.
Минусы для работника заключается в том, что необходимо найти место, где будет удобно работать. Если дома семья, дети и другие родственники, то работать в такой обстановке проблематично, приходится искать подходящее место, снимать офис, арендовать рабочее место, что также влечет свои траты. Удаленный сотрудник должен быть высокоорганизован, должен самостоятельно заставить себя работать. Находясь дома, далеко не каждый может отстраниться от окружающего и плодотворно работать.
Если все же работодатель решает использовать труд удаленных сотрудников, то нужно разобраться, как правильно принять их принимать на работу, какими гарантиями их надо обеспечить, как начислять зарплату.
Читайте также статьи о том, как принять на работу:
Прием на работу дистанционных работников
В ТК РФ имеется отдельная глава 49.1, которая регулирует дистанционный труд. Прежде всего, данная глава дает определение этому понятию, согласно которому, дистанционная работа — это та работа, которая выполняется вне места нахождения работодателя.
С удаленных работником обязательно заключается трудовой договор.
Трудовой договор с удаленным сотрудником
Договор может быть заключен в электронном виде. При этом работодатель отсылает работнику два экземпляра договора, которые должны быть распечатаны и подписаны работником. После чего сканы договора с подписью отправляются работодателю. Работодатель один экземпляр должен представить работнику со своей подписью.
Если нужны оригиналы договоров, то они отправляются посредством почты или курьерской службы.
Содержание трудового договора с дистанционным работником:
- должно быть четко указана, что данная работа является дистанционной;
- должен быть указан адрес, где работник будет выполнять свои трудовые обязанности;
- устанавливается продолжительность рабочей недели;
- способ предоставления отчетов работника о проделанной работе;
- гарантии, которые дает работодатель — социальные гарантии, отпуск;
- возможность оплаты аренды рабочего места, оплата интеренета, мобильной связи, ГСМ, амортизации;
- порядок и сроки оплаты труда;
- должностные обязанности;
- ответственность сторон.
На основании трудового договора, подписанного обеими сторонами, а также прочих документов, представленных работником, подготавливается приказ о приеме на работу, а на сотрудника заводится личная карточка. Перечень документов, которые должен предоставить дистанционный сотрудник, аналогичен стандартному набору документом при найме обычных работников. В трудовую книжку вносится запись о приеме на работу — как правильно внести запись в трудовую книжку?